Одарённые дети

Одаренность – конечно, дар

Богом данный, данный свыше,

Одаренность — это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность – пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок,

Одаренный – философ и шут

В общем, трудный еще ребенок!

 

 

Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок вырос способным и талантливым, хорошо учился в школе, овладел множеством знаний и был востребованным.

Первое условие успешного развития интеллектуальных и креативных способностей детей – это раннее начало. И самые лучшие преподаватели для малыша – родители (замещающие родители).

Обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет. Принуждение – это враг творчества. Любознательность поддерживается быстротой и новизной.  Развивающие игры заставляют работать мозг на повышенном эмоциональном фоне, требуя одновременно работы обоих полушарий. Занятие творчеством помогают ребенку сохранить  и преумножить его творческий потенциал, оригинальность мышления, гибкость воображения, многозначность восприятия.

Но готовы ли мы учить одаренных детей? Такие дети более активны, возбудимы и эмоционально чувствительны, независимы, смелы, оригинальны, остроумны. Представьте учителя, который должен управлять этой гремучей смесью.

Нельзя не отметить тот факт, что вся современная культура ориентирована на среднего человека. В отечественной психологии сложился традиционный подход пристального изучения и внимания к обычным и умственно отсталым детям. Этих детей всесторонне исследовали, для них разрабатывались спе­циальные программы обучения, готовились психологические кадры. Одно­временно с этим помощь одаренным детям расценивалась как выращива­ние интеллектуальной элиты и нарушение социальной справедливости.

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Одаренный ребенок – это ребенок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ.Одаренных людей отличает внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, им свойственна настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Причиной одаренности, по мнению ученых, является повышенная  электрическая и биохимическая активность мозга. У их мозга практически постоянно громадный «аппетит» и гаргантюанская способность «переваривать» интеллектуальную пищу. Такие дети даже иногда «откусывают» больше, чем могут «прожевать». С самого раннего возраста у одаренных детей наблюдается способность следить за причинно-следственными связями и делать из этого свои выводы. Они увлекаются построением альтернативных систем и модулей. Их внутримозговая система более разветвленная, имеет большее число связей. У них есть образная кнопка в мозговой системе «А что, если?», которая постоянно готова к действию. Одаренных детей отличает от других отличная память и умение использовать накопленные знания.

У одаренных детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

 

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность

Общие способности нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности:

 интеллектуальнойдети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

академической — дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями (способность обучаться);

творческой деятельностидети с высокими творческими (художественными) способностями (хореографическими, сценическими, литературно-поэтическими, изобразительными и музыкальными);

социальной сфередети с высокими лидерскими (руководящими) способностями (лидерство, общение);

духовной жизниодаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям,

психомоторике(движение, спортивная одаренность).

Способность – это готовность к высокопродуктивной деятельности, это такие индивидуальные отличия, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить лёгкость и быстроту их приобретения, выбрать единственный путь из многих. 

«Только тот может совершить невероятное, кто видит невидимое».

Гёте

Одаренными детьми, безусловно, являются дети-индиго, у которых наряду с высокими интеллектуальными, творческими и др. вышеперечисленными способностями имеются так же экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение, телекинез, способность видеть ауру человека и др.).

Наиболее характерные черты детей-индиго:

o    с детства не общителен, почти не имеет друзей;

o   имеет яркие врожденные способности к точным наукам — математике, программированию, а также — к музыке;

o   не чувствует кровного родства и часто конфликтует с членами семьи;

o   противопоставляет себя другим людям, уверен, что он – избранный;

o   у него высокий уровень интеллекта, нестандартное мышление (он часто находит лучший путь решения поставленной задачи);

o   у него очень развита интуиция, он остро чувствует фальшь;

o   обладает экстрасенсорными способностями.

Дети-индиго предпочитают общаться только с себе подобными. Для них не существует авторитетов. В школе они могут сильно преуспеть в предметах, которые им нравятся, а на остальные предметы вообще не обращать никакого внимания.  Такие дети часто не подчиняются общим правилам, и делают только то, что считают нужным. Они не считаются с мнением коллектива, у них на все свое собственное мнение.

Одаренность — это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.

Одаренность не является единственным фактором, обеспечивающим выбор и успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек должен обладать соответствующими навыками и умениями. Развитие способностей происходит в деятельности и проявляется как талант и гениальность.

Талант — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой. По мнению отечественного психолога Е.П.Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, формирование типичного стиля деятельности либо благодаря другой более развитой способности.

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Редкое появление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Трудность объяснения гениальности заключается в том, что данное понятие связано со спецификой общественного развития, а гении являются своеобразными проявлениями этого роста. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи: развитие государства вызывает проявление инженерных, конструкторских талантов, в период расцвета государства проявляются таланты музыкальные и литературные, а в военное время — полководческие.

 

Портрет одаренного ребенка

«….одаренные дети имеют внешние отличительные особенности, выражающиеся в том, что

работа мысли одухотворяет их лица.»

У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Любимое увлечение таких детей – коллекционирование и приведение этих коллекций в порядок.

Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, их отличает умение ставить вопросы, большой словарный запас, который сопровождается довольно сложными конструкциями, что часто привлекает внимание окружающих людей. Маленькие вундеркинды довольно легко справляются с неопределенностью, с удовольствием придумывают новые слова, читают энциклопедии и словари, предпочитают интеллектуальные игры.

У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

У одаренных детей сильно развито чувство справедливости и проявляется оно очень рано. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и красоту природы.

Одаренных детей отличает высокая духовность, стремление защи­щать и сохранять красоту и гармонию.

Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков — независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу. Например, явно одаренный подросток, выполняя задание написать сочинение по географии, пишет эссе «Является ли наукой география?», где ярко, но по форме вызывающе доказывает описательный характер этого предмета и лишает географию статуса науки. Ему при этом нет дела, что географию преподает директор школы. Все это не может не вызвать известную настороженность педагогического коллектива по отношению к таким детям, их внутреннее, а часто и открытое неприятие. Во многих случаях такие проявления одаренного ребенка неверно трактуются как его недостаточная воспитанность или желание быть вне коллектива. В целом, видимо, можно говорить об определенной нонконформности ярко одаренных, творческих детей.

Тэкэкс К. писала об одаренных: «Они более мужественные и в то же время более информи­рованные, более конформны, в то же время более нонконформны, более автономны и более зависимы, более серьезны и больше склонны к игре, более робки и более бесстрашны, больше уверены в себе и больше склон­ны к сомнениям в своих силах, более восприимчивы и более самостоя­тельны по сравнению с менее творческими людьми. Они интегрируют эти полярные противоположности в своем мышлении и потому обладают необъяснимой способностью решать проблемы, которые, казалось бы, не поддаются логически разумному разрешению».

Очень рано они пытаются разобраться в социальном устройстве об­щества, в котором живут, чувствуют свою связь с ним и реагируют на со­циальные изменения. Некоторые психологи считают, что одаренный ребенок в силу своей эмоциональной чувствительности в такие кризисные периоды может рассматриваться как латентная жертва социализации. В.С.Юркевич считает, что мир, в котором отсутствует определенность, разрушающе действует на психику одаренного ребенка.

Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения одаренных детей. Возникающие в некоторых случаях трудности профессиональной ориентации, когда вплоть до окончания школы учащиеся продолжают «разбрасываться», связаны с высоким развитием у них способностей во многих областях.

Одаренные «…люди ясно, просто, естественно могут изъясняться на языке высшего бытия, языке поэтов, мистиков, пророков, глубоко религиозных людей, людей, живущих в мире платоновских идей, Спинозы и вечности. Им, по сравнению с обычными людьми, лучше понятен смысл притч, иносказаний, парадоксов, музыкального искусства, невербальных коммуникаций и т.д.».

Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальностьсоставляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений.

Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:

— как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

— настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

— благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

— умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

— некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

быстрое освоение деятельности;

высокая успешность ее выполнения;

использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т. д.

Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Эта потребность является «мотором» развития одаренных детей…. дети становятся одаренными, благодаря позитивной социальной среде и ненасыщаемой познавательной потребности, благодаря чему их способности развиваются «семимильными шагами». Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

 

Психологические особенности одаренных детей

  • Любознательность
«Гонясь за недостижимым, мы совершаем невозможное»

Роберт Ардри

Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства — искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

  • Сверхчувствительность к проблемам.Одно из важнейших качеств истинного творца — способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно; «…только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует«, — писал С. Л. Рубинштейн. Подобная «слепота», выраженная в неспособности воспринимать новое, обычно свойственна ограниченным людям, независимо от степени их образованности или общественного статуса.

Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.

  • Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)

Это понятие отмечено рядом психологов (Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский и др.). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»). Так, например, Д. Б. Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, — пишет Д. Б. Богоявленская, — а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».

  • Повышенный интерес к дивергентным задачам

Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают. Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка.

  • Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышления творчески одаренного человека. Но при этом наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи возможен и другой способ творчества — разрабатывать существующие. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном и техническом, то второй — в художественном.

  • Гибкость мышления

Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

Высокий уровень гибкости мышления — явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности — инертность, ригидность мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т. п.), однако полностью им не определяется. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что связь между ними имеет очень сложный характер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но напротив, выступает как сдерживающий фактор.

  • Легкость генерирования идей (продуктивность мышления)

Качество это очень близко предыдущему, но характеризует несколько иную грань одаренности. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой — необходимой предпосылкой творчества.

Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае не просто ассоциативное объединение нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправдано, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами возникающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно нереальными на

первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов и решений («безумные идеи»).

  • Легкость ассоциирования

Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, событиями, далекими по содержанию.

Легкость ассоциирования проявляется не только в умении находить простые и сложные аналогии, а затем на этой основе создавать нечто новое. У гуманитариев она чаще видна в метафоричности мышления. Аристотель считал метафоричность признаком гения. Он был убежден, что человек, способный находить соответствие между двумя различными сферами существования и связывать их между собой, одарен особо.

  • Способность к прогнозированию

Творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления — они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего.

У одаренных детей способность к прогнозированию выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможности прогноза развития социальных явлений.

  • Высокая концентрация внимания

Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Практически прямо противоположные качества демонстрируют в этом плане одаренные дети: ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Многие исследователи склонны считать его важнейшим индикатором одаренности: в нем находит выражение уже отмеченное ранее единство мотивации, непосредственно связанной с содержанием деятельности, и творческих умений ребенка (см. статью «Детская одаренность») в сферах, где реализуются его творческие способности (интеллектуальной, художественной и др.).

  • Отличная память

Все специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных сложено немало легенд. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя.

Действительно, человек может хранить в своей памяти гигантский объем информации, и формально ему невозможно отказать в звании «эрудита» или «ученого». Но ум и эрудированность совсем не одно и то же.

Синтез способностей к запоминанию и качеств, отмеченных выше, порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.

  • Способность к оценке

Способность к оценке — производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

Известный психолог А. М. Матюшкин отмечал, что способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

  • Особенности склонностей и интересов

Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели. Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых. Его сверстники, не имеющие призвания, которых учат музыке «по традиции», рады любому поводу избежать занятий. Будущие балерины и гимнастки охотно идут на строгое самоограничение и тяжкий труд ради овладения тонкостями мастерства. Начинающий натуралист готов к любым жертвам ради возможности наблюдать животных в природе или держать дома своих питомцев. Такая нацеленность, приверженность делу служит одним из самых точных показателей одаренности. Не случайно опытные преподаватели готовы сверхурочно заниматься со страстно жаждущим знаний учеником, даже если тот пока не проявляет особо выдающихся способностей и кажется многим «неперспективным».

Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, — широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах. Разноплановость интересов предохраняет от «зацикленности», которая нередко бывает свойственна таланту. Человек, полностью посвятивший себя одному делу, одной идее, приносит ей в жертву — вольно или невольно — многие другие жизненные ценности.

Особенности психосоциального развития одаренных детей:

  • Стремление к самоактуализации

Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека (Г. Гольдстейн, К. Роджерс и др.). В этой связи естественно предположить, что ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться.

А. Маслоу утверждал, что творчество является неотъемлемой характеристикой самой природы человека, а творческие способности не удел избранных, они заложены в каждом из нас. Но при этом, по оценке самого А. Маслоу, самоактуализация на практике — большая редкость. Ее достигают лишь около 1 % всех родившихся. Большинство людей по разным причинам так и не раскрывают свой творческий потенциал.

  • Перфекционизм (стремление к совершенству)

Творчески одаренных людей отличают некоторые черты личности и способы взаимоотношений с окружающими. Например, перфекционизм (от англ. perfect — «совершенный»). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Он готов переписывать сочинение из-за одной помарки, заново собирать сложную модель, если ему пришло в голову, как ее можно усовершенствовать, и т. п.

Следствием этого постоянного стремления к совершенству нередко становится столь же постоянное чувство недовольства собой, которое отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и депрессий. Выраженный слишком сильно перфекционизм парализует волю человека, делает для него невозможным завершение любой работы: ведь всегда можно найти еще что-нибудь, нуждающееся в исправлении и улучшении. Часто это раздражает окружающих, особенно тех, кто работает вместе с перфекционистом или зависит от результатов его труда.

  • Самостоятельность

Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

Самостоятельность базируется в первую очередь на способности к оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, на социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью. Самостоятельность — это практически всегда риск. Эти люди больше ценят проявления самостоятельности в своих детях и учениках.

  • Социальная автономность

Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.

С социальной автономностью связана и отмечаемая многими исследователями неприязнь творчески одаренных детей к традиционному обучению. Они редко бывают отличниками, а порой и вовсе не считаются хорошими учениками. Занятия в традиционном стиле, ориентированные на простое воспроизводство полученных от учителя сведений, кажутся им скучными и неинтересными. А к их исследовательским порывам наше образование, как правило, не готово. Результатом во многих случаях становится скрытый или явный конфликт с педагогами.

  • Эгоцентризм

Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. Одаренные дети практически неспособны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.

Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребенка, не следует относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально проявляется только в познавательной сфере. Где опять-таки одаренный ребенок думает об окружающих лучше, чем они есть на самом деле. Эгоцентризм в данном случае — особенность возрастного развития. Он преодолевается со временем.

Несколько легче одаренным ребенком преодолевается моральный и коммуникативный эгоцентризм, основой чего являются высокие умственные способности и формирующиеся на этой базе более высокие способности к метапознанию.

  • Лидерство

Настоящий лидер — редкое явление, дар, истинный лидер всегда творец. В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками — его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера.

Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх (обычно результат педагогических недоработок); особенности характера (темперамента), следствием которых является не стремление утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной деятельности. Выражено это обычно в увлеченности углубленной интеллектуальной работой, самодостаточности.

  • Соревновательность

Соревновательность, конкуренция — важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

  • Особенности эмоционального развития

В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является также отмечаемая сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно.

  • Творческое восприятие случайностей

Случайности потому и случайности, что их не спрогнозируешь. Но умению находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из черт человека с высокими умственными способностями. Это серьезно повышает шансы на успех практически во всех сферах жизни.

Многие научные открытия и изобретения появились на свет благодаря счастливому стечению обстоятельств. Случайность не спрогнозируешь, не создашь специально, но умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств — действительно дар. Удача приходит к тому, кто к ней готов (точнее, она и к другим приходит, но так и уходит, оставшись незамеченной). Как сказал один мудрый человек, «чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь».

  • Юмор

Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

1)      Неприязнь к школьному обучению

Одаренным детям свойственно холистическое мышление (целостное), непредвзятое, не ограниченное рамками стереотипов, оно требует свободы, открытости, способности иметь дело с неопределенными и неоднозначными явлениями окружающего мира. Стандартная учебная программа представляется ребенку легкой и однообразной. Одаренный ученик выполняет задания быстрее своих одноклассников, и ему становится скучно.

Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и обучающегося). В современном мире необходимо организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, что возможно лишь в условиях полной индивидуализации в обучении. 

Развитие личности этих детей редко вызывает значительную тревогу у педагогов и их родителей. Иногда у них выражены, как уже отмечалось выше, амбиции и критичность по отношению к учителям и сверстникам. Конфликт с педагогом (чаще всего недостаточно профессиональным) все-таки возникает, принимая форму открытого противостояния, однако при спокойном и уважительном отношении к ученику этот конфликт можно сравнительно легко погасить.

Характерная особенность одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников. Учителям нелегко удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Кроме того, многие вопросы могут быть настолько сложны и требовать таких глубоких и разносторонних знаний, что на них трудно ответить даже специалистам. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы.Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной работы с литературой, методам исследовательской деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами и т.п. При организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. В современной педагогике имеется немало инновационных разработок, позволяющих ребенку самому инициировать собственное обучение. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми (в первую очередь с учителями). Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

2)      Несоответствие между физическим и интеллектуальным развитием

Одаренный ребенок по интеллектуальным и умственным способностям опережает своих сверстников, поэтому предпочитает общаться, играть и дружить с детьми из старших классов. В то же время такой ученик значительно уступает в физическом развитии, поэтому ему трудно стать лидером в компании  (исключение —  одаренные дети, имеющих ярко выраженные способности к различным видам спорта).

3)      Склонность к замкнутости

Дети отличаются особенной ранимостью и сверхчувствительностью. Одаренный ребенок склонен задумываться и рассуждать на сложные философские темы, чем вызывает недоумение и непонимание среди сверстников. Непринятие окружающих приводит его к замкнутости и эгоцентризму. В связи с коммуникативными трудностями одаренным детям сложно работать в команде.

Результаты многочисленных исследований показывают, что у детей, обладающих незаурядными умственными способностями, часто обнаруживаются трудности в общении, более низкий уровень социальной компетентности, они более интровертированны.

4)      Потребность в повышенном внимании (индивидуальном подходе)

Одаренный ребенок в связи со своими стремлениями к новым познаниям и любознательностью пользуется повышенным вниманием учителей. Такое поведение приводит к сложностям в отношениях с одноклассниками.

5)      Сложности саморегуляции

Одаренный ребенок любит заниматься только интересной для него деятельностью. Остальные школьные предметы, в которых он не чувствует потребности, избегает. Возникает спорная ситуация: при выраженных успехах в одном направлении ребенок может иметь низкую успеваемость в других. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями. У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые интеллектуально одаренные дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, не занимаются спортом. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом.

6)                 Одаренные дети, оценивая свои достижения с позиции взрослого реально и достаточно жестко, считают их не очень высокими, детскими. Этим может быть объяснена ихнеблагоприятная Я-концепция, в частности, низкая самооценка.

Для одаренных очень важна проблема самоактуализации. Когда препятствуют реализации одаренных детей, это вызывает у них лишнюю трату энергии и тяжелые эмоциональные переживания.

Возникает парадоксальная ситуация. Казалось бы, те выдающиеся достижения, которые совершаются одаренными детьми, высокий творческий и интеллектуальный потенциал, который им присущ, должен формировать у ребенка чувство уверенности в своих силах, а неадекватность самооценки должна склоняться в сторону ее завышения, а не занижения.

Фактором, оказывающим серьезное влияние на снижение самооценки, является ответная реакция на неуспех в школьном обучении, Как это ни удивительно, но у детей с высокоразвитым интеллектом в школе могут быть проблемы академического характера. Отечественный психолог B.C.Юркевич, имеющая значительный опыт в работе с одаренными детьми, отмечает, что случаи так называемой диссинхронии в развитии интеллектуальной и академической одаренности в современной школе весьма нередки. Низкой  самооценке так же способствует свойственный  одаренным детям перфекционизм (стремление к совершенству), так как, сравнивая свои достижения с  выдающимися произведениями (достижениями) человечества, одаренный ребенок оценивает свои достижения крайне низко.

7)                 Одаренные дети испытывают трудности социализации, адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, приводит к дезадаптации. Не случайно одаренных детей относят к группе риска.

Доказано, что среди одаренных детей чаще встречаются дети с высоким уровнем нервно-психического напряжения, что с одной стороны энергетически обеспечивает их широкие познавательные процессы и возможности, а с другой стороны, лежит в основе неуравновешенности, сверхактивности и возбудимости, которые способствуют высокой реакции на стресс-факторы, провоцируя острые эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, невротические и соматические расстройства.

Большие способности связаны с большей уязвимостью личности одаренного ребенка. Одаренные дети все воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Трудности ежедневного общения, которые не задевают обычного ребенка, способны больно ранить ребенка одаренного. Благодаря широте восприятия и чувствительности, одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость.

Американские психологи  отмечают, что человек, восприятие которого хронически опережает его возраст, всегда находится под стрессом.

Одаренная личность характеризуется, как правило, ускоренным психическим развитием. Это касается как когнитивной, так и психоэмоциональной сферы.

Существует проблема социальной дезадаптации одаренных детей в условиях обучения в общеобразовательной школе. В школе одаренные дети очень часто получают обидные прозвища, суть которых сводится к обвинении во «всезнайстве», выпячивании своих достижений.

 

Роль семьи

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка повышенное внимание родителей.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.

Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков.

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Развитию одаренности детей способствуют:

— высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби»;

—  общение родителей с ребенком выходит за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем;

— родителей и детей объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения;

— отношение к школьному обучению у родителей никогда не принимает самодовлеющего характера,  содержательная сторона развития ребенка для родителей всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе.

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА ИМЕЕТ СВОИ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Формирование особенностей личностной сферы одарённого ребёнка происходит под влиянием определённых социальных факторов, а именно: характера семейного воспитания, форм, методов и установок, существующих в системе школьного обучения, а также правил и норм поведения среди сверстников.

В результате несоответствия особенностей развития личности одарённого ребёнка, предъявляемых требований к нему со стороны социума, у одарённого ребёнка возникают трудности социализации, адаптации, что вызывает у него высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, которые приводят к социальной дезадаптации и агрессивности.

Недостаточная эмоциональная выдержанность, невысокая стрессоустойчивость, некоторая импульсивность, мягкость и, в то же время самостоятельность, в сочетании с новаторством и склонностью к риску делает одаренного ребенка достаточно активным в проявлении собственных интеллектуальных и творческих способностей, и в то же время, беззащитным, подверженным различным негативным воздействиям.

Низкий уровень конформности, общительности, частая конфликтность, обуславливаемая прежде всего неумением слушать собеседника, стремлением сделать все по-своему, брать на себя роль организатора совместных игр, нетерпимость, часто проявляющаяся по отношению к менее интеллектуально-развитому сверстнику, привычка поправлять других, и, наконец, высокий уровень потребности в признании могут привести к непониманию его сверстниками, агрессивности, конфликтности взаимодействия, вплоть до его изоляции.

В результате нарушается психологическая адаптация умственно одаренных детей, что может привести к чувству собственной неполноценности, снижению самооценки, выработке неадекватных механизмов психологической защиты и формированию, негативной Я-концепции.

Высокоодарённые дети требуют особого внимания родителей, воспитателей и учителей. Именно на этих людях лежит ответственность за предоставление пространства неординарным способностям одарённых детей, сохранение игрового начала и развитие как эмоциональной, так и интеллектуальной стороны их личности.

Характерная особенность одаренного ребенка заключается в совмещении у него свойств своего и последующего возраста, что создает двойственность и противоречивость его психологического облика. Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходя сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении.

Психологическое сопровождение талантливых (одаренных)  учащихся

Наличие у одаренных детей эмоциональных, личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих проявление творческой природы: опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в школе;  школьные трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;  нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;  стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации;  иногда — заниженная самооценка, стремление «не выделяться» среди сверстников;  несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержания школьной программы и круга общения, что приводит к неприязни к школе и сверстникам;  повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность; — позволяет утверждать, что такие дети могут и должны быть включены в своеобразную «группу риска» и для них необходимо специально разрабатывать технологию психологического сопровождения их развития.

ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ:

содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

ЗАДАЧИ:

определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;

содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

содействие социализации,  формированию  коммуникативных  навыков;

содействие в повышении   квалификации педагогов,    работающих   с  талантливыми детьми.

НАПРАВЛЕНИЯ:ПСИХОДИАГНОСТИКА, ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ, РАЗВИТИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.

 

Содержание образования одаренных детей

В настоящее время педагогическая практика требует необходимости  применения в учебном процессе новых интенсивных педагогических технологий, позволяющих гарантировать достижения заранее спроектированных результатов педагогического взаимодействия. Из личностно-ориентированных технологий наиболее перспективными технологиями считаются:

—                     сотрудничества (стремление к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям);

—                     свободного воспитания (акцентирование на предоставление ребенку свободы выбора, самостоятельности в его жизнедеятельности).

В обучении одарённых применяются 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ.

  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определённой категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяется только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одарённого ребёнка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления и/ или перепрыгивание через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одарённых детей с разными видами одарённости.
  2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение им тех, дисциплин и областей знаний. Практика обучения одарённых детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся.

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами и дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одарённости. Кроме того, обогащённая программа предполагает обучение детей разнообразным приёмам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора обеспечивает индивидуализацию обучения за счёт использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотра имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащённых программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ. Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одарённых детей. Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремлённость, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний.

 

Методы и средства обучения одаренных детей

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одарённых учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одарённых учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству).

 

Подготовка учителей для работы с одаренными детьми

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

o         Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;

o         Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);

o         Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету;

o         Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:

  • учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
  • учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
  • учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Исследователи показывают более высокую чувствитель­ность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами:

  •  быть доброжелательным и чутким;
  •  разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  •  иметь высокий уровень интеллектуального разви­тия;
  •  иметь широкий круг интересов и умений;
  •  иметь помимо педагогического еще какое-либо об­разование;
  •  быть готовым к выполнению самых различных обя­занностей, связанных с обучением одаренных де­тей;
  •  иметь живой и активный характер;
  •  обладать чувством юмора (но без склонности к сар­казму);
  •  проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенство­ванию;
  •  иметь творческое, возможно, нетрадиционное лич­ное мировоззрение;
  •  обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  •  иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к даль­нейшему приобретению специальных знаний.

Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:

представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных;

представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек;

цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

Успешный учитель для одаренных —  прежде всего прекрасный учитель предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества по меньшей мере тремя путями: с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей; тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания  у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и у обычных учителей примерно одинакова. Заметная разница  заключается в  распределении   времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информацию, устраивают демонстраций и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся.  Они больше спрашивают и меньше объясняют.

«Где нет простора для проявления способности, там нет и способности»

Л.Фейербах

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям,  используя вопросы типа: » Чтобы случилось, если бы..?» Они провоцируют  учащихся выходить за  пределы первоначальных ответов такими вопросами, как «Что ты имеешь ввиду?»; » Если она права, то как это повлияет на..?»  Они стремятся получить знания, которым хотят обучить, от самих учащихся.  И они пытаются гораздо чаще понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Наибольшее различие состоит в том, как осуществляется обратная связь.  Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе. Учителя одаренных ведут себя более как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание.  Они внимательно и с интересом выслушивают  ответы. Но, не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют  идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя.

В межличностной сфере отмечаются более ровные отношения учителей и одаренных с учащимися. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще  обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются  точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.

 

Общие правила для педагогов, работающих с одаренными детьми

Работа с одаренными  детьми требует от педагога не­ординарных усилий. Опираясь на многочисленные иссле­дования известного специалиста в области «исследова­тельского обучения» Д. Треффингера, рекомендуем педагогам, работающим с одаренными детьми, соблюдать следующие правила:

  •  Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  •  Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  •  Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться де­лать) самостоятельно.
  •  Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  •  Научите детей прослеживать межпредметные связи.
  •  Приучите детей к навыкам самостоятельного реше­ния проблем, исследования и анализа ситуации.
  •  Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
  •  Помогайте детям научиться управлять процессом  усвоения знаний.
  •  Подходите ко всему творчески.

Учебный материал, применяемый педагогами в рабо­те с одаренными детьми, соответствует следующим требо­ваниям: научность, расширенный объем, междисципли­нарный контекст, практическая направленность, соот­ветствие разнообразию интересов учащихся, дискуссион­ное содержание. Отбор учебного материала осуществляется на основе различных теоретических подходов, многооб­разия точек зрения.

Одаренные дети требуют дифференцированных учеб­ных программ и  помощи, которая выходят за рам­ки обычного школьного обучения,  для того чтобы иметь возможность реализовать свой потенции и сделать вклад в развитие общества.

 

Рекомендуемая литература:

  1. С книгой «Психология одаренности детей и подростков«/ Под ред. Н.С. Лейтеса — М.: Издательский центр «Академия», 1996.,  можно познакомиться по ссылкеhttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3//3880/3880580_LEYTES_PSIHOLOGIYA_ODARENNOSTI_DETEY_I_PODROSTKOV.doc

Книга знакомит с накопленным в психологии опытом изучения одаренных детей. Основное внимание уделено индивидуальным различиям по умственном одаренности и по одаренности к отдельным видам искусства. Рассматриваются способы выявления одаренности, а также проблемы обучения и воспитания одаренных детей. Представлены современные данные об индивидуально-природных предпосылках различий по одаренности.

  1.  «Работа с одаренными детьми. Методические рекомендации» http://uch.znate.ru/docs/5428/index-3878.html

Методические рекомендации содержат описание диагностических методик, принципы их обработки и алгоритмы составления развивающих программ.

Знакомят с психодидактическими подходами к развитию творческих способностей школьников при организации их обучения, содержат конспекты занятий, конкретные советы и рекомендации по организации условий воспитания и развития одаренных детей в семье.

Методическими рекомендациями могут воспользоваться педагог, родитель, желающий научно обоснованно строить процесс взаимодействия и сотрудничества с ребенком. Материалы позволят успешно подготовиться к работе с одаренными школьниками, отойти от стандартных методов и приемов, максимально обеспечив развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, опираясь на его индивидуальность.

  1. Статью «Психологические особенности одаренных детей»  можно скачать по ссылке http://sarschool7.ru/psychological_characteristics_of_gifted_children.php
  2. Со статьей «Умный ребенок или как вырастить гения» можно познакомиться по ссылке http://psycabi.net/detskaya-psikhologiya/649-umnyj-rebenok-ili-kak-vyrastit-geniya-vunderkind-i-chto-dlya-etogo-nuzhno
  3. «Учитель для одаренных детей» читайте по ссылке  http://vashpsixolog.ru/index.php/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/288-teacher-for-gifted-children

4.                   СО СТАТЬЕЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ» МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ ПО ССЫЛКЕ HTTP://WWW.FUSIONPITER.RU/ARTICLES/INDIGO-PSYCHOLOGIC-SUPPORT

7.                   Книгу «Дети Индиго»Ли Кэрролл. Джен Тоубер можно скачать по ссылке http://kaleidoskopsniper.com/?page_id=14485

Они являют собой новый шаг в эволюции человечества.
Дети, которые воплотились недавно, отличаются от других поколений. За это их называют `детьми Света`, `детьми тысячелетия`, `новыми` детьми, Детьми Индиго. Они обладают высокоразвитым сознанием и повышенной восприимчивостью. Они нетерпимы к неискренности и фальши. Поэтому можете себе представить, как тяжело приходится этим детям в рамках существующей образовательной системы, которая насквозь пронизана фальшью.

В мире, в котором мы живем, Дети Индиго имеют уникальную задачу. Они — люди из будущего, воплотившиеся на нашей планете, которая корнями держится за прошлое. Не мешайте им развиваться, помогите своим детям — в них будущее ваше и этого мира.

Видео по теме:

1)                   «Дети Света» или «Дети Индиго — дети нового сознания» (части 1-6)

часть 1https://www.youtube.com/watch?v=_agCuOH5pD0 (9 мин 34 сек)

часть 2https://www.youtube.com/watch?v=_agCuOH5pD0(8 мин 38 сек)

часть 3https://www.youtube.com/watch?v=13qKq4pP5X8(11 мин 02 сек)

часть 4https://www.youtube.com/watch?v=13qKq4pP5X8  (12 мин 23 сек)

часть 5https://www.youtube.com/watch?v=qsqQM-ekBr0  (10 мин 49 сек)

часть 6https://www.youtube.com/watch?v=z-CL7ecLW5Q(10 мин 18 сек)

Это первый российский документальный фильм о Новых Детях, режиссера Валерия Шатина.  Фильм снимался по заказу Международного Центра им. Н.К. Рериха для международной конференции проводившийся в октябре 2006 года в Москве.

Этот фильм — впервые пытается охватить суть проблемы в контексте прошлого, настоящего и будущего человечества, апеллируя не только к академической, но и к нетрадиционной науке и эзотерическим знаниям древнейших цивилизаций. Ученые — знатоки древних культур и специалисты в области эзотерической науки — это полноправные эксперты и консультанты этого фильма.

Главные герои фильма — это дети: назовите, как угодно, но, похоже, почти все из нас в детстве были иными. В этом уверены их родители. А что думают они сами? Детям нового сознания неуютно в жестоком и корыстном мире взрослых. Почему? Именно об этом рассуждают известные педагоги и психологи, педиатры и социологи. Самые прозорливые из них знают, как правильно воспитывать Новых детей.

В фильме о Детях индиго рассуждают и зарубежные специалисты (среди которых всемирно известные учителя Ли Кэрол, Джен Таубер, Стив Роттер), однако в фильме русская версия видения проблемы, во многом отличная от мнений иностранцев.

2)                   Прямой эфир —  дети индиго(47 мин 53 сек)

https://www.youtube.com/watch?v=60Flg5f_PDU

3)                   Одаренные дети(3 мин 16 сек)

https://www.youtube.com/watch?v=dojzmAMc5SM

4)                   ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / «ПРОСВЕЩЕНИЕ»(50 МИН 02 СЕК)

HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=L9NXK0ABBOS

5)                   «НЕРАСКРЫТЫЕ ТАЙНЫ»: КАК ЭТО РАБОТАЕТ — ВУНДЕРКИНДЫ(44 МИН)

HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=DYZ53ESQTVO

Какие родители не мечтают втайне, чтобы их ребенок оказался вундеркиндом. «Ваш ребенок — гений» — заветная фраза для любой мамы. Но судьба таких чудо-детей не так чудесна, как может показаться на первый взгляд. Детские сверхспособности – дар или проклятье? Что стимулирует их проявление? Есть ли отличия в мозговой деятельности вундеркиндов и их «нормальных» сверстников? И можно ли сделать гением обычного ребенка? Почему гениальные дети становятся посредственными взрослыми? Как эмоции губят в ребенке сверхспособности? Подробности смотрите в «Нераскрытых тайнах».

6) «Дети Индиго. Новое испытание для взрослых». (38 мин 44 сек) Реж. Сергей Левашов, 2007 г. По заказу ОАО «ТВ Центр»   https://www.youtube.com/watch?v=5PhaNrDJtCg

Описание: Кто же они, дети индиго — вымысел или реальность? Если ребенок талантлив, самодостаточен, обладает независимым характером, не признает авторитетов, значит ли это, что он из числа индиго? Термин «индиго» по отношению к «новым детям» впервые применила известный американский психолог Ненси Энн Тэпп, обладавшая сильнейшей способностью видеть окраску ауры человеческого организма. В 1982 году вышла ее книга «Понимание жизни через цвет», в которой различные человеческие свойства и поведение людей были соотнесены с определенными цветами. В последнее время аура детей все чаще бывает окрашена в цвет индиго (сине-фиолетовый), исходя из чего, Тэпп выделила «новый», особый тип. После этого о детях, которых с легкой руки американского психолога стали называть «дети индиго», стали говорить все больше и больше….

7)  «Дети Индиго». Из серии «Теория невероятности»(25 мин 53 сек) http://rutube.ru/video/7374325d0a66e23bed48ee44e858d4a9/

Они не приемлют отсутствие выбора, они умнее своих сверстников, у них гипертрофировано чувство справедливости, их называют «Дети тысячелетия». По утверждениям экстрасенсов их аура светится темно-синим цветом – цветом индиго. Ученые полагают, что у них изменена ДНК, а волновое излучение тела в 3-10 раз превышает норму. Они отличаются от нас. Они представители новой расы, которая придёт нам на смену. Они уже пришли и находятся среди нас, но пока ещё в силу возраста они не в состоянии изменить этот мир…

8)Художественный фильм «Индиго»(пр-во Россия). (1 ч 30 мин 47 сек)  Реж. Роман Прыгунов, 2008 г.http://pirateplayer.com/27968-indigo-2008.html

Дети индиго живут в разных районах Москвы. Тихон помнит всё о своей прошлой жизни. Таня понимает язык животных. Жека взламывает любую компьютерную программу. Лёха видит сквозь предметы. Андрей предчувствует опасность. Их объединяет непохожесть на других. Они — ИНДИГО. Находясь вместе, ребята чувствуют себя свободными и неуязвимыми в мире не понимающих и не принимающих их взрослых. Но уже началась охота. Кто-то методично выслеживает одаренных подростков по одному. Мир взрослых привычно отстраняется от странных подростковых проблем. Даже после пропажи одного за другим друзей главного героя — Андрея, — его отец, участковый милиционер Каляев, не верит в серьезность истории о маньяке, преследующем индиго. Не верит он и в исключительные способности своего сына, о которых ему рассказала специалист по индиго, профессор Ардашникова, обследовавшая Андрея и предлагавшая ему место в своей гимназии для особо одаренных детей. Каляев мечтает, чтобы у сына было «всё, как у людей», и не может принять его избранности.

9) «Дети Индиго». Из серии «Необъяснимо, но факт»  (43 мин 44 сек)

https://www.youtube.com/watch?v=qQSBXjs7gHE

Уже несколько десятилетий на нашей планете рождаются дети с необычным цветом ауры, и их количество неуклонно возрастает.

Детей-индиго, как назвали их исследователи, считают провозвестниками нового этапа эволюции человечества.

С малого возраста они рассуждают о судьбах мира, проявляют таланты, отличаются от других необычным поведением, обладают ярко выраженными лидерскими качествами и обостренным чувством справедливости.

Педагоги боятся таких учеников: они превращают каноны образования в бесполезную трату времени, а как направить энергию этих детей в созидательное русло, пока еще мало кто знает.

Зачем пришли в наш мир дети-индиго? Что будет, если завтра армия детей-загадок услышит сигнал от неизвестного нам разума?

10)  Художественный  фильм «Индиго» (пр-во США).(1 час 28 мин 52 сек)  Реж. Стивен Дьютч. В главной роли Нил Дональд Уолш, 2003 г.

http://indigo.su/index.php?option=com_content&view=article&id=224&Itemid=200143

В центре сюжета — развитие отношений между мужчиной, чью жизнь и семью разрушила роковая ошибка, и его 10-летней внучкой, с которой он пускается в бега, чтобы защитить её от мнимого похитителя. В путешествии он обнаруживает силу способностей внучки, которые изменяют жизнь всех, с кем она встречается.

 

 

 

 

 

2. Об организации подписки на газету «Домой!».

Обращаем внимание всех специалистов органов опеки и попечительства, детских интернатных учреждений, социально-педагогических учреждений, социально-психолого-педагогических служб учреждений образования, на необходимость в кратчайший срок организовать подписку на газету «Домой!», первое в Республике Беларусь издание, которое является информационной площадкой для передачи опыта семейной заботы о детях, утративших родные семьи, популяризации различных возможностей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Ввиду того, что срок подписки  на второй квартал  2015 года  ограничен, следует в срок до 15 марта 2015 проинформировать каждого приемного родителя, родителя-воспитателя, усыновителя, опекуна (попечителя), кандидата в замещающие родители, каждого учителя, воспитателя детского сада, а так же администрации детских интернатных учреждений, школ, детских садов, о возможности  подписаться на газету «Домой!».

В этой связи рекомендуем провести собрания, внеочередные заседанияклубов усыновителей, приемных родителей, усыновителей, кандидатов в замещающие родители, куда могут быть так же приглашены учителя,  школьные психологи, воспитатели детских садов, где можно будет познакомить всех заинтересованных с выпусками газеты «Домой!» и  информацией о ее подписке.

Индекс Газета «ДОМОЙ!» Стоимость подписки на 2015 год, руб.
1 месяц 2 месяца 3 месяца 6 месяцев
64207  Для индивидуальных подписчиков 12 500 25 000 37 500 75 000
642072  Для предприятий и организаций 12 500 25 000 37 500 75 000

Каждый подписчик получит актуальные, интересные, методические и публицистические материалы, которые позволят ему делать свою работу лучше, чувствовать себя членом профессионального сообщества.

Приглашаем  к сотрудничеству в газете «Домой!»: присылайте текстовые и фото-материалы о различных направлениях своей работы по семейному устройству детей; будем рады разместить информацию о семьях Вашего района, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; задавайте вопросы в адрес мультидисциплинарной команды специалистов по различным аспектам семейного устройства (в команде работают юрист, педагог, психолог); делитесь своими проблемами и достижениями в деле воспитания детей с особенной судьбой, создания и сопровождения замещающих семей различных типов. Материалы, вопросы и пожелания газете присылайте на электронные адреса: 7651042@tut.by,gazetaDomoi@tut.by.Также будем рады, если Вы напишете нам о том, как Вам удалось использовать в работе материал, предложенный в каком-либо  из выпусков методической рассылки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *